1)И.А.Кошкина, 1)А.А.Полетаева, 1) 2)А.Б.Полетаев

1)МИЦ «Иммункулус», Москва, Россия; 2)НИИ нормальной физиологии РАМН им. П.К.Анохина, Москва, Россия

Автор для переписки:
Полетаев Александр Борисович, доктор медицинских наук, профессор, научный руководитель МИЦ «Иммункулус», главный научный сотрудник НИИ нормальной физиологии им. П.К.Анохина РАМН, Москва, Россия.
Тел. 8-925-081-16-38
Эл.почта: a-b-poletaev@yandex.ru

 

Резюме

Пищевая непереносимость (ПН) является комплексным феноменом и зависит от нарушений в работе компонентов иммунной системы, ассоциированных со структурами желудочно-кишечного тракта. Частным случаем ПН является пищевая аллергия. В отличие от последней ПН охватывает как немедленные, так и замедленные иммунопатологические реакции, т.е. является существенно более широким понятием. Разные формы ПН могут опосредоваться биологически активными молекулами, избыточно секретируемыми иммунокомпетентными клетками (антитела IgE, IgG4, некоторые цитокины и др.), а также собственно клетками иммунной системы (лимфоциты-эффекторы, регуляторные лимфоциты, макрофаги). ПН может обуславливать хронические воспалительные процессы, возникающие в стенках желудка, тонкого и толстого кишечника и являться причиной патологических изменений в других органах, непосредственно не относящихся к пищеварительной системе.Удобным и надежным инструментом выявления ПН в отношении различных пищевых продуктов является цитотоксический тест и его аналоги.

 

«Der Mensch ist, was er isst (Человек есть то, что он ест

                                                                                                                                  Людвиг Фейербах, 1850

 

Питание и болезни человека

Феномен аллергии на продукты питания (АПП) широко известен.  Распознавание его не представляет трудностей, т.к. АПП, как правило, протекает по типу немедленных аллергических реакций с участием антител классов IgE и IgG4 (аллергенспецифических реагинов) с ярко выраженными внешними проявлениями в виде крапивницы, зудаи т.п. Соответствующие симптомы возникают у некоторых индивидов практически сразу после приема определенных продуктов, например, мандаринов, клубники, рыбы и др., к компонентам которых у данного индивида имеется патологическая сенсибилизация. АПП является частным случаем существенно более широкого и недостаточно изученного явления, обозначаемого  как пищевая непереносимость (ПН; синоним: гиперчувствительность к продуктам питания).  Понятие ПН, помимо АПП, включает в себя и другие иммунопатологические реакции иммунокомплексного и замедленного типов. ПН предопределяет неспособность организма полноценно усваивать некоторые продукты питания и их составляющие и может быть причиной индукции хронических воспалительных процессов в стенках желудка, тонкого и толстого кишечника. Помимо этого ПН может обуславливать патологические изменения в органах, непосредственно не относящихся к пищеварительной системе. Это связано с тем, что ПН может быть одной из причин дисбиоза организменной микрофлоры, индуцировать нарушения иммунорегуляции, вплоть до развития аутоиммунных процессов и вызывать некоторые патологические сдвиги общего метаболизма.

Во всех проявлениях  феномен ПН так или иначе базируется на многообразных нарушениях функционального состояния GALT (GutAssociated Lymphoid Tissue) – этого основного по массе анатомического компартмента иммунной системы, определяющего взаимосвязь между характером диеты, составом кишечной микрофлоры и индивидуальными функционально-метаболическими особенностями макроорганизма [1]. В условиях воздействия экзогенных токсических факторов, некоторых патогенных микроорганизмов, а также в силу индивидуальных генетически обусловленных причин, механизмы иммунорегуляции могут давать сбои или их активность становится недостаточной. Это относится, прежде всего, к недостаточной активности Т-регуляторного звена (Treg FoxP3+ CD4+CD25+ [2]), уровня продукции и секреции противовоспалительных цитокинов, но может касаться также любых других компонентов GALT(антигенпредставляющих дендритных клеток, макрофагов, В-лимфоцитов). В качестве ведущего патогенетического начала ПН может выступать и первичная ферментная недостаточность пищеварительной системы, приводящая к поступлению в межклеточные пространства, лимфоидную системы и общий кровоток избытка недостаточно гидролизованных чужеродных антигенов. Последнее может оказаться причиной постепенного развития ПН и индукции патологических иммунных реакций даже в условиях исходно нормальной функциональной активности механизмов иммунорегуляции.

При регулярном потреблении человеком индивидуально непереносимых пищевых продуктов (вызывающих ПН),  негативная реакция организма в большей части случаев не видна сразу и человек зачастую даже не чуствует дискомфорта (по крайней мере поначалу). Однако при этом изо дня в день происходит постепенное формирование и развитие иммуновоспалительной реакции в стенках желудка, тонкого и/или толстого кишечника и формирование хронического воспаления. На этом фоне чаще возникают и дольше длятся повторяющиеся инфекционно-воспалительные заболевания (фарингиты, тонзиллиты, бронхиты, отиты и т.д.), до некоторой степени провоцируемые ПН в отношении к какому-то (каким-то) продукту питания. При этом не следует думать, что какой-то продукт вызывает собственно фарингит или отит, но его постоянное потребление поддерживает более или менее выраженное генерализованное воспалительное состояние, которое облегчает возникновение локальных воспалительных процессов (чаще бактериального генеза) за пределами кишечной трубки [3]. К потологиям, причинно связанным с ПН, относят ревматоидный артрит и другие формы суставных заболеваний, экземы, нейродермиты, другие дерматиты, псориаз [4, 5]. Во этих случаях, до назначения медикаментозного лечения или наряду с ним, необходимо выявить какие именно продукты питания, добавки или пищевые консерванты провоцируют патологическую реакцию организма.Предполагается, что многие неврологические и психиатрические проблемы могут быть прямо связаны с особенностями рациона питания [6]. Особенно большая роль уделяется неадекватному пищевому рациону в развитии аутизма [7]. Тесно связана с ПН и сердечно-сосудистая патология (гипертензия, аритмии, отечность и др.), метаболический синдром и другие эндокринно-метаболические нарушения [8, 9]. Весьма существенно и то, что ПН является одним из важнейших факторов, обуславливающих возникновение злокачественных процессов в разных органах и тканях, а особенности питания весьма заметно влияют на динамику развития онкологических процессов [10].

Сказанного достаточно, чтобы сделать важный вывод – правильный, индивидуально подобранный рацион питания может играть фундаментальную роль  в предотвращении развития многообразных патологических изменений в организме и должно рассматриваться, как основа различных терапевтических подходов в лечении любого заболевания. По всей вероятности нутрициология может стать одним из краеугольных камней будущей персонализированной превентивной медицины.

 

Лабораторная диагностика ПН

Для диагностики ПН и ее отдельных проявлений применяют разные подходы. По большей части, предпочтение отдается иммуноферментному определению аллергенспецифических антител классов IgE и IgG4, в силу как простоты, так и кажущейся объективности соответствующих методов. Однако, в силу того, что отмеченные антитела-реагины являются лишь частью из многих факторов, лежащих в основе ПН, их определение нередко не дает возможности получить объективную картину об индивидуальной переносимости или непереносимости тех или иных пищевых продуктов. В этой связи, вероятно следует отдавать предпочтение методам и подходам, позволяющим получить более интегральную оценку реактивности индивида на пищевые продукты и их компоненты. Возможно, одной из таких информативных и неплохо адаптированных к клинической практике технологий, является метод биопроб (биоэссей), получивший наименование CYTOTOXIC TEST ® (Цито-Тест).

Сравнительные лабораторные исследования наиболее распространенных методов выявления пищевой непереносимости, проводившиеся под эгидой Министерства здравоохранения Италии в 2004 году [11] показали, что Цито-Тест является более информативным и более чувствительным в сравнении с тестами на изменения сывороточного содержания IgE и разных подклассов IgG. В этих исследовании принимали участие взрослые лица обоего пола в возрасте от 18 до 60 лет, страдавших уртикарными сыпями (крапивница), синдром раздраженного кишечника, вздутием кишечника, мигренями и др. Интересно, что оценки ПН, выполнявшиеся с помощью Цито-Теста, в наибольшем проценте случаев позволили правильно определить непереносимость некоторых продуктов, присутствовавших в рационах обследованных лиц [ 11].

В основе технологии Цито-Тест лежит феномен изменения морфологии лимфоцитов, в первую очередь их объема, изменяющегося в результате клеточного отека и набухания, при их контакте с антигенными компонентами пищевых продуктов, к которым имеется индивидуальная иммунообусловленная непереносимость. Еще в 1947 году Squier T.L. и LeeH.J. [12], in vitro наблюдали резкое снижение числа лейкоцитов в биопробах от пациентов с аллергией после введения им соответствующих пищевых продуктов. В работе 1956 года, Arthur Black [13],  рекомендовал рассматривать изменение морфологии лейкоцитов, как указание на аллергические реакции. Его наблюдения касались поведения лейкоцитов in vitro в присутствии плазмы крови пациентов и аллергена. В случае обнаружения специфических антител против аллергена, полиморфноядерные лейкоциты  давали токсичные реакции с последующей гибелью клеток, наступавшей в течение короткого промежутка (от 15 минут до нескольких часов). Острая немедленная реакция была типична для случаев выраженной чувствительности к аллергену. Сходные выводы были сделаны Byron Waksman [14] в работе «Клеточные и гуморальные аспекты гиперчувствительности». Подобные исследования стали основой предложенного Т.К Bryan и М. Bryan  [15,16], в начале шестидесятых годов метода выявления пищевой непереносимости, получившего наименование тест Брайенов или лейкоцитотоксический тест (цитотоксический тест).

С 1984 года известные клинические специалисты-нутрициологи М. Mandatory,  C. Rizzo и E. Lauretto [17, 18] выполнили стандартизацию метода и, при этом, сделали тест более простым, повторяемым, воспроизводимым и надежным, и начали широкое внедрение метода Цито-Теста в клинико-диагностическую практику.

Надежность и достоверность результатов, получаемых с помощью Цито-Теста, была подтверждена клиническими результатами. В том числе, наблюдениями, свидетельствующими о положительной динамике в состоянии пациентов с разного рода иммуноопосредованными формами патологических изменений, воздерживающимися от продуктов, вызывавших ПН (в среднем в течении 60 дней) [17,18].

Терапия ПН обычно достаточно успешно осуществляется с помощью исключения из рациона продуктов, давших положительный результат в Цито-Тесте без применения каких-либо фармакологических препаратов. Согласно рекомендациям профессора Carmello Rizzo, Период исключения обычно варьирует от 2 до 6 мес, в зависимости от степени реакции. Целью исключения соответствующих продуктов является клиренс организма от антигенов, вызывавших иммунопатологические реакции. Пациенту советуется также исключить продукты, которые относятся к тому же биологическому семейству или имеют схожий состав по группам антигенов (родственные продукты) из-за возможности перекрестной реакции (примерные группы продуктов даны Табл. 1).

Важно, что ПН в отношении того или иного продукта питания, как правило имеет временный характер. В случае, если пациент соблюдает необходимый период воздержания от продукта ПН (вызывавшего позитивную реакцию в Цито-Тесте), достаточный для формирования толерантности, далее можно снова попытаться включить его в рацион. При этом рекомендуется избегать ежедневного потребления данного продукта, что может вновьспровоцировать нежелательные иммунопатологические реакции. После окончания периода рекомендуемого воздержания, C. Rizzo рекомендует постепенное введение соответствующих продуктов в рацион малыми дозами, начиная с  родственных продуктов. Каждый дополнительный новый продукт из рассматриваемой биологической группы рекомендуется вводить последовательно, через 4-5-дневные интервалы.

Литература

[1] Salminen S, Bouley C, Boutron-Ruault M-C, et al. Rowland Functional food science and gastrointestinal physiology and function. Brit J of Nutrition 1998; 80, Suppl. I: S147-S171.

[2] Zhang L, Zhao Y. The regulation of Foxp3 expression in regulatory CD4(+)CD25(+)T cells: multiple pathways on the road. J Cell Physiol 2007; 211: 590-597.

[3] Галимова ЕС, Нуртдинова ГМ, Кучер ОИ, и др. Заболевания органов пищеварения у больных бронхиальной астмой. Фундаментальные исследования 2010; 1: 36-40.

Bryan WTK, Bryan MP. Diagnosis of food allergy by cytotoxic reactions. Trans Am Soc Ophthalmol Otolarynggol Allerg 1976.

[4] Ногаллер АМ. Аллергия и хронические заболевания органов пищеварения – М.: 1993.

[5] Мелешкина АВ, Жолобова ЕС. Некоторые аспекты патологии верхних отделов желудочно-кишечного тракта у больных ювенильными артритами. Росс Педиатрич Журн  2003;5:  29-31.

[6] Bourre JM. Effects of nutrients (in food) on the structure and function of the nervous system: update on dietary requirements for brain. Part 2: macronutrients. J Nutr Health Aging 2006;10 :386-399.

[7] http://www.popeskidsplace.org/pdf/NutritionSharonFeucht.pdf

[8] Melanson КJ.   Dietary factors in reducing risk of cardiovascular diseases. American J Lifestyle Med 2007; 1: 24-28.

[9] Boden G, Shulman GI. Free fatty acids in obesity and type 2 diabetes: defining their role in the development of insulin resistance and beta-cell dysfunction. Eur J Clin Invest 2002; 32(suppl): 14–23.

[10] Серван-Шрайбер Д. Антирак – М.: Рипол-Классик, 2013.

[11] Ministero della Sanità, Programma per la ricerca corrente degli IRCCS, http://www.aepfarma.ro/website/pdf/cytotoxic/it/6/6.pdf 2004; 4-6.

[12] Squier TL. Lee HJ: Lysis in vitro of sensitized leukocytes by ragweed antigen.

J Allergy, 1947; 18: 156.

[13] Black, A.P., «A New Diagnostic Method in Allergic Disease,» Pediatrics, 1956; 17:716-723.

[14] Waksman, B. H. «Cellular and Humoral Aspects of the Hypersensitive States: A symposium held at the New York Academy of Medicine» (Section on Microbiology, Symposium No. 9), ed. H. S. Lawrence,. Hoeber, New York; Cassell London1959; 167.

[15] Bryan, W.T.K., and M.P. Bryan, «Cytotoxic Reactions in the Diagnosis of Food Allergy,» Laryngoscope 1969; 79:1453-1472.

[16] Bryan, W.T.K., and M.P. Bryan, «The Application of In Vitro Cytotoxic Reactions to Clinical Diagnosis of Food Allergy,» Laryngoscope 1960; 70:810-824.

[17] Mandatori M.: Manuale delle allergie e intolleranze alimentari. Ed Tecniche Nuove, Milano 1998;

[18] Mandatori M., Rizzo C.: Ecologia clinica ed intolleranze alimentari. Ed Tecniche Nuove, Milano 1999; 96.

 

Рис.1. Градации (степени) реакции клеток крови обследуемого при ПН разной выраженности

а)

б)

в)